Фотография с диска
"Стой, кто идёт?!" выпущенного фирмой "Мелодия" в 1989г.
Слева направо - Лидер группы, Валерий Шаповалов
Николай Нилов (Бас-гитара)
Виктор Шаповалов (Ударные)
Владимир Шаповалов (Гитара)
В 1988 году, после нескольких лет одиночного бардования, я решил создать
группу. Прежде всего надо было придумать название, которое бы отражало
суть стиля группы. В шестидесятые годы в кино показывали чехословацкую
пародию на американские вестерны - "Лимонадный Джо". Фильм был довольно
забавный и в нём звучали песни в стиле Country&Western, который
я любил. Мои песни тоже были с юмором и тоже в стиле Country и я
увидев в этом связь, решил назвать группу по имени главного героя фильма
- "Лимонадный Джо"! Прежде чем приглашать в группу музыкантов, нужно было
обзавестись аппаратурой. В то время существовало три варианта
приобретения аппаратуры: Первый - купить фирменную, а это безумно дорого.
Второй - купить говённую советскую, которая не звучала и ломалась. И третий
- производства наших умельцев ( подделка под фирму ), тоже сомнительно.
Я выбрал четвёртый вариант - "Сделай сам!" Когда-то я уже имел дело
с усилителями и динамиками. Недолго думая, продал машину и
на эти деньги закупил "комплектующие", в состав которых входили динамики,
электронные детали усилителей, фурнитура и т.д. Кроме того, закупил здоровенные
плиты ДСП (древесностружечная плита) размером 2х3 метра для изготовления
колонок. Напилился я тогда вдоволь! Ну, короче, сделал аппаратуру мощностью
аж 1 КВт. (1000 ватт! ).
Да ещё склепал алюминиевые кофры, куда всё это можно было бы складывать
во время переезда. Нашёл базу и позвал музыкантов. Прежде всего предложил
участвовать в группе своим братьям Виктору и Владимиру, а так же
бас-гитаристу Николаю Нилову, с которым мы играли с 1975 по 1982 год в клубе
комплекса "Орлёнок", ныне отель Korston.
Кроме них я пригласил двух клавишников, ещё одного барабанщика, чтобы
мой брат Виктор мог играть на вспомогательных ударных инструментах. Одно
время моя группа насчитывала до пятнадцати музыкантов, трёх директоров,
двух рабочих, осветителя и звукорежиссёра!!! Но это, к счастью, был совсем
небольшой промежуток времени. Формировался состав группы, так сказать,
без отрыва от производства. Мы выступали с концертами и в Москве, и в других
городах. Однажды, приехав в какой-то город, мы увидели свои афиши, но с
названием "Лимонад", имя Джо заклеили, потому, что кому-то оно показалось
не советским, что ли?! На концертах пришлось объяснять, что кое-кто,
в этом городе ещё не совсем перестроился и имя Джо вполне советское, так,
как самого Сталина называли Джо.
Концерты группы, как я и задумал
тогда, были похожи на мои предыдущие бардовские выступления. Зрители сидели
внимательно слушая, в паузах, между песнями задавали вопросы, присылали записки,
на которые я отвечал. Старался шутить и мне это часто удавалось. И вообще
такая форма выступлений мне нравилась. Но, как говорится, "Не долго дёргалась
старушка" так,
как вскоре подоспела её величество ФОНОГРАММА! Хочешь не хочешь, а на больших
сборных концертах, приходилось подчиняться ситуации и выступать под "фанеру".
Я, правда, пел живьём, поверх фонограммы и старался подключать к пению
самих зрителей, передавая им микрофон, чтобы они поняли что всё
по честному.
Но всё равно меня это ломало.
А когда я написал песню "Стой, кто идёт?!" она, вдруг, самопроизвольно
раскручиваясь, стала занимать первые места в хит-парадах, в течение почти
полугода! По телевизору её показывали, бывало, по
несколько раз в день,
что было недопустимо в то время, да и по радио она звучала часто, вот многие
и подумали, что Валерий Шаповалов завалил взятками и телевидение, и радио,
и газеты. Кстати, я не приложил к этому никаких усилий, да и что я мог
тогда сделать? Но даже если бы и были деньги, я бы не дал! Потому, что
противно. Давая им деньги, ты не их покупаешь - ты себя продаёшь и тем
самым унижаешься. Вот почему эту песню даже и не упомянули в телевизионной
программе "Песня года"... И ко всему прочему тогда, как и сейчас, взятка,
это преступление, а быть артистом-уголовником, не по мне! Я считаю так,
если ты чего-то стоишь, рано или поздно, люди тебя услышат, а нет,
то и никакие бабки не помогут. А феномен "Стой, кто идёт?!", скорее
всего заключался в уникальном сочетании множества факторов того времени,
которые каким-то образом сконцентрировались в этой песне. Став супер -
хитом,
она, к сожалению, заслонила собой все остальные мои песни. Я понимал, что
публика ждала от меня "Стой, кто идёт - 2", а это уже добровольное попадание
в неволю, так сказать, творческие наручники. Допускать этого я никак
не мог, тем более не видел никакого смысла. В то время, встречаясь с разными
людьми, мне приходилось испытывать какое-то странное, не очень приятное
чувство. Увидев меня кто-нибудь из них, обязательно цитировал текст моей
песни, например: "Туда нельзя!", "А-я-яй!", "Не притворяйтесь рыбой!" и
т. д. Конечно, я понимал, что они говорили искренне. В ответ приходилось
отшучиваться, делая вид, что мне тоже очень смешно, хотя чувствовал, что
превращаюсь в персонаж из своей же песни, а это уже симптом! От этого становилось
грустно....
1990
г.